Психологическая структура управленческойдеятельности военного инженера
Ядром управленческой деятельность инженера является самосознание, под которым понимается осознание своего «Я» и самого себя, как субъекта руководящей деятельности, который организует и направляет подчиненный личный состав на решение задач боевой подготовки, проведение регламентных и хозяйственных работ.
Авиационный инженер является руководителем своих подчиненных, а также подразделений с вверенной техникой. Он планирует, упорядочивает , регулирует работу офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов, принимает решения, контролирует, оказывает помощь.
Как в мирное так и в военное время инженер организует военно-педагогический процесс, отвечает за боевую и психологическую подготовку, воспитание и обучение личного состава. Кроме того он осуществляет правильное размещение людей, поддерживает уставной порядок и дисциплину, заботится о быте подчиненных и вникает в их нужды, руководит работами, выполняемыми личным составом на авиационной технике и т.д.
От правильного решения всех этих вопросов зависит успешное выполнение учебно-боевых и боевых задач военнослужащими.
В настоящее время офицеру приходится работать в условиях перемен и некоторого непостоянства, а также быть участником происходящего реформирования общества.
Изменяется психология воинов и воинских коллективов. В этих условиях командиры и начальники должны обладать глубокими знаниями , прочными и гибкими навыками и умениями работы с людьми
Руководящая деятельность в ВВС своеобразна не только по содержанию, но и по своей структуре, проявлениям познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, опыта.
Все многообразие социальных и психологических явлений в деятельности офицера-руководителя объединятся целями, мотивами, способами и результатами.
Цели деятельности военного инженера заключаются в достижении в достижении высокой боевой готовности и боеспособности частей и подразделений ИАС, в организации выполнения планов боевой подготовки, в успешном решении задач обучения и воспитания, несения повседневной службы. Для реализации этих целей необходимо соотнести их с конкретными условиями и имеющими средствами, определить и реализовать частные задачи, ведущие к осуществлению общих замыслов.
В зависимости от характера целевых установок можно выделить три типа личности офицера:
1. Ориентированы на задачу, сосредоточены только на деле, инициативы, самостоятельны, к подчиненным относятся лишь как средству достижения целей;
2. Ориентированные на коллектив – преимущественно озабочены налаживанием взаимоотношений среди военнослужащих, упрочнением традиций, организацией взаимодействия;
3. Ориентированные на задачу и на коллектив – это самый предпочтительный тип личности для руководящей деятельности
Мотивы – это внутренние силы, которые побуждают инженера к проявлению активности и достижению целей. В роли таковых могут выступать убеждения, взгляды, чувства, интересы, желания. Мотивационные компоненты деятельности офицера выражают его отношение к выполнению служебных обязанностей, поскольку даже внешне одинаковое поведение может иметь различные мотивы. В одном случае человек руководствуется узкими лично значимыми побуждениями – выгода, личный успех, удовлетворение личных желаний, карьеристские стремления в противовес требованиям долга, коллектива. В друго случае - у него доминируют общественные мотивы. От мотива зависит смысл совершаемых действий по достижению целей.
При этом наибольших успехов добиваются те руководители, деятельность которых пронизана нравственными мотивами, ответственностью за безопасность Родины, любовью к своей профессии, стремлением к творческой службе.
Мотивы деятельности инженера разнообразны: общественные, личные, деловые…
По моему мнению ,можно указать несколько групп таких побуждений:
- военно-патриотические взгляды и убеждения
- моральные чувства (долга, ответственности, чести, совести)
- коллективистские мотивы (стремление вносить большой вклад в дела руководимого коллектива)
- военно-профессиональные мотивы (интерес к военной профессии, стремление овладеть оружием и военной техникой)
- мотивы руководящей деятельности (стремление стать хорошим специалистом, умело выполнять стоящие задачи)
- мотивы самореализации и самосовершенствования
- прагматические мотивы достижения (продвижения, поощрения, успеха, высоких результатов, материального вознаграждения)
- мотивы избегания (наказания, критики, осуждения, потери авторитета)
- иные мотивы, в том числе карьеризм, зависть, стремление любыми путями заполучить более высокую должность и другие.
Последняя группа мотивов является крайне нежелательной. Кроме того при организации выполнения тех или иных задач, офицер может руководствоваться обстановочными, ситуативными мотивами. Например, осознание необходимости инициативных и решительных действий в известных обстоятельствах, стремление выполнить ту или иную задачу под влиянием прямых требований старших начальников.
Анализ практики показывает, что у определенной части офицеров некоторые группы мотивов слабо задействованы или совсем не участвуют в мотивационном обеспечении деятельности. Прежде всего это мотивы материальной заинтересованности. Уравнивание в оплате труда инженеров, отсутствие реальных возможностей получить, скажем, денежное вознаграждение за хорошую личную подготовленность, высокие результаты в боевой подготовке сдерживает их служебную активность. Отрицательно сказывается на мотивационной сфере офицеров-руководителей различного рода ограничения, необоснованные запреты, мелочная опека, дублирование деятельности. Все это сковывает творческую инициативу людей, подавляет желание к самореализации и к самоутверждению.
Наряду с мотивами, важными структурными компонентами деятельности являются способы, которые основываются на системе знаний, навыков, умений профессионально важных качествах инженера. Выбор способов зависит от конкретных условий, имеющихся средств и психологических особенностей. Важнейшие способы, к которым прибегают руководители являются: постановка и разъяснение задач, планирование, расстановка людей, требование, приказание, оценка хода работы, стимулирование, внесение изменений в ритм.